ПАМЯТКА-ПРАКТИКУМ «Освоение технологии оценивания учебных успехов»
(подробнее см. «„Школа 2100“: Примерная основная образовательная программа. Система оценки»)
Изучите правила 1–2 и попрактикуйтесь, а затем изучите правила 3, 4, 6.
1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое действие (предметное, метапредметное, личностное). Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение задачи).
Составьте (подберите) письменное задание по применению знаний на материале двух предметов.
|
Предмет:______________________
|
Проверяемое предметное знание
|
|
Проверяемое предметное умение
|
|
Формулировка задания
|
|
Форма для записи его выполнения (строки, таблица, рисунок, тест с выбором, соотнесением и т.п.)
|
|
2-е правило. «Кто оценивает?».
На уроке ученик сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда представляет выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
|
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право скорректировать эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена.
|
Чтобы научить своих учеников отвечать на вопросы алгоритма самооценивания, попрактикуйтесь сами: обменяйтесь подготовленными заданиями, выполните их в роли учеников (с ошибками, недочетами), а потом представьте друг другу результаты и проведите самооценку – один в роли учителя будет задавать вопросы алгоритма (см. ниже), а другой в роли ученика отвечать на них.
Вопросы алгоритма самооценивания
(в процессе обучения задает учитель)
|
Ответы в роли ученика, не владеющего алгоритмом
|
Реакция учителя на ответы ученика
|
1-й шаг. В чем заключалось задание? Какая была цель?
|
|
|
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение?
|
|
|
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
|
|
|
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью? (далее, начиная со 2-го кл):
|
|
|
5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)? Здесь либо уровни успешности (правило 6), либо традиционные критерии: 5 – все правильно, 4 – недочеты, одна-две ошибки, 3 – выполнено чуть более половины требуемого, 2 – менее половины требуемого.
|
|
|
6-й шаг. Какую поставишь себе отметку?
|
|
|
3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.
4-е правило. «Где фиксировать отметки и оценки?». Предметные отметки (минимально – только за контрольные работы) выставляются в таблицу результатов в графу того умения, которое было основным в ходе выполнения задания.
6-е правило. «По каким критериям различать отметки?». Отметка определяется по универсальной шкале трех уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки.
Необходимый (базовый) уровень – типовая, многократно отработанная задача. Полностью справился с ней – «хорошо» («4»); частично справился (с недочетом, с помощью) – «норма, удовлетворительно» («3»).
Повышенный (программный) уровень – нестандартная задача, непривычная ситуация. Полностью справился – «отлично» («5»), частично – «приближается к отлично» («4+»).
Максимальный (необязательный) уровень – «сверхзадача», материал не изучали, не отрабатывали. Полностью справился – «превосходно» – «5+».
_________________________________________МАКСИМУМ__________________________________________
5-е правило. «Когда ставить отметки?». За задачи, решенные при изучении новой темы, по желанию ученика (право на ошибку). За каждое задание контрольной работы отметка – всем, но с правом пересдачи.
7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговая оценка – характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднее арифметическое всех выставленных отметок
|