ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания — предметом относительным и ненадёжным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование — это непрерывный процесс. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Реформа учебных программ и соотношение процессов преподавания и обучения в школе находятся в центре внимания нашего общества. Непрерывное образование, интеграция информационных технологий в традиционные образовательные методики и осознание уникальности ученика призваны поднять на качественно новый уровень обучение и воспитание детей, их подготовку к жизни и труду в современных условиях. В основу начального образования информатике в школе положены следующие методические подходы: утверждение принципов гуманистического воспитания, признающих самоценность детства и свободу ребенка в образовательном пространстве, направленных на интеллектуальное и нравственное развитие, использование системного подхода в организации всех сторон школьной жизни и создании условий для всестороннего развития личности и самообучаемости, признание общеобразовательной значимости информатики. Конкретная программа обучения в каждом образовательном учреждении разрабатывается исходя из: типа образовательного учреждения, направленности дифференциации содержания обучения в нем; времени, отводимого в учебном плане конкретной школы на изучение этого предмета, уровня оснащенности образовательного учреждения вычислительной техникой; методических позиций самого учителя".
Реформа учебных программ и соотношение процессов преподавания и обучения в школе находятся в центре внимания нашего общества. Непрерывное образование, интеграция информационных технологий в традиционные образовательные методики и осознание уникальности ученика призваны поднять на качественно новый уровень обучение и воспитание детей, их подготовку к жизни и труду в современных условиях. В основу начального образования информатике в школе положены следующие методические подходы: утверждение принципов гуманистического воспитания, признающих самоценность детства и свободу ребенка в образовательном пространстве, направленных на интеллектуальное и нравственное развитие, использование системного подхода в организации всех сторон школьной жизни и создании условий для всестороннего развития личности и самообучаемости, признание общеобразовательной значимости информатики. Конкретная программа обучения в каждом образовательном учреждении разрабатывается исходя из: типа образовательного учреждения, направленности дифференциации содержания обучения в нем; времени, отводимого в учебном плане конкретной школы на изучение этого предмета, уровня оснащенности образовательного учреждения вычислительной техникой; методических позиций самого учителя".
Итак, рассмотрим несколько авторских программ по информатике в начальной школе.
1. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС "ПЕРВЫЕ ШАГИ В МИРЕ ИНФОРМАТИКИ". Авторы С. ТУР, Т. БОКУЧАВА. Обучение в начальных классах по курсу "Первые шаги в мире информатики" предполагает целенаправленное развитие логического, математического и творческого мышления. Не случайно большая часть времени отведена решению различных логических задач. Включены в программу и уроки по развитию памяти и внимания. В программе заложены богатые возможности развития межпредметных связей путем включения в уроки специальным образом отобранного материала по русскому языку и математике. А в четвертой четверти запланированы уроки: "Логика и русский язык", "Логика и математика". Программная поддержка к этим урокам позволяет "вставить" в курс материал, отобранный и предложенный самим учителем начальной школы. При проведении уроков используются различные методы и приемы, но предпочтение отдается, учитывая возраст учащихся, занимательной обучающей игре. Курс "Первые шаги в мир информатики" рассчитан на преподавание в общеобразовательной школе и представляет собой учебно-методический комплекс, который включает в себя:
- программную поддержку для каждой темы (ППП "Страна Фантазия" 1 - 4 классы);
- описание программного обеспечения;
- рабочую тетрадь ученика;
- методическое пособие для учителя, состоящее из поурочного планирования с приложением методик для диагностики развития памяти и внимания, упражнений для проведения физкультминуток и релаксационных минуток.
Примерная структура урока такова:
1. Организационный момент(1-2 мин.).
2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания(3-5 мин.).
3. Проверка Д/З (3-4 мин.).
4. Объяснение нового материала или работа по решению новых задач, работа в тетрадях и т.д.(10-12 мин.). 5. Физкультминутка. (1мин.).
6. Выдача Д/З с комментариями (2-3 мин.).
7. Работа за компьютером с прграммным обеспечением "Страна Фантазия" (8-10 мин.).
8. Релаксация (1мин.).
9. Подведение итогов (2-3 мин.).
Содержание обучения в 1-6-х классах по данному курсу.
- программную поддержку для каждой темы (ППП "Страна Фантазия" 1 - 4 классы);
- описание программного обеспечения;
- рабочую тетрадь ученика;
- методическое пособие для учителя, состоящее из поурочного планирования с приложением методик для диагностики развития памяти и внимания, упражнений для проведения физкультминуток и релаксационных минуток.
Примерная структура урока такова:
1. Организационный момент(1-2 мин.).
2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания(3-5 мин.).
3. Проверка Д/З (3-4 мин.).
4. Объяснение нового материала или работа по решению новых задач, работа в тетрадях и т.д.(10-12 мин.). 5. Физкультминутка. (1мин.).
6. Выдача Д/З с комментариями (2-3 мин.).
7. Работа за компьютером с прграммным обеспечением "Страна Фантазия" (8-10 мин.).
8. Релаксация (1мин.).
9. Подведение итогов (2-3 мин.).
Содержание обучения в 1-6-х классах по данному курсу.
Краткое описание программного обеспечения
«Страна Фантазия»
2. Информатика в играх и задачах. Авторский коллектив Горячев А.В., Горина и др. (Ю.А.Первин)
«Страна Фантазия»
2. Информатика в играх и задачах. Авторский коллектив Горячев А.В., Горина и др. (Ю.А.Первин)
Интересен подход к информатике в начальной школе: первое направление информатики - теоретическое, второе направление - практическое, общение с компьютером, третье направление - исследовательское. Структура урока информатики такова: объясняется цель занятия, проводится теоретическая разминка по ключевым понятиям курса, затем следует новый материал и работа по тетрадям, выполняются практические задания на компьютере, в завершении оцениваются знания и делаются выводы по работе на уроке. Информатика во 2 классе имеет развивающий и игровой характер. В игровой форме происходит развитие памяти и навыков поиска необходимой информации и поиск ошибок в последовательности действий. В доступной для детей форме - в картинках, первоклассники узнают, что такое алгоритм, байт, программа ("Энциклопедия профессора Фортрана" А.В.Зарецкий, А.В.Труханов, М.О.Зарецкая, М. "Просвещение", 1991). Дети учатся выводить из фактов законы для решения различных задач, умений комбинировать факты и законы в соответствии с новыми целями и на их основе открывать новые (Уроки развития" Дубинина В.В., Перельштейн Ю.М. "Информатика и образование", М., 1-1998). Начиная с 3 класса учащиеся занимаются по курсу для начальной школы "Информатика в играх и задачах" ("Информатика в играх и задачах. 3 класс. Часть 2. Авторский коллектив Горячев А.В., Горина и др. М.: "Баллас", "Экспресс", 1997). Учебно-методический материал состоит из четырех комплектов. В состав каждого комплекта входят 4 учебные тетради для учеников (по 1 на четверть), 4 методических пособия для учителя (по 1 на четверть) и 8 контрольных работ (по 2 варианта на четверть). Обучение логическим основам информатики проводится по нескольким направлениям, каждое из которых изучается в течение учебной четверти. Таким образом, изучение материала происходит по "спирали" - ученики каждую четверть продолжают изучение темы этой же четверти прошлого года. Занятия проходят один раз в неделю. Каждая учебная четверть заканчивается учебной работой. Структура курса "Информатика в играх и задачах": I четверть - алгоритмы, II четверть - объекты, III четверть - логические рассуждения, IV четверть - модели в информатике.
Тематическое планирование учебного материала по программе «Информатика в играх и задачах» автора А.В. Горячева (2, 3 класс)
Методика преподавания информатики в начальной школе. А.В. Горячев
Тематическое планирование учебного материала по программе «Информатика в играх и задачах» автора А.В. Горячева (2, 3 класс)
Методика преподавания информатики в начальной школе. А.В. Горячев
Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся II-IV классов должна быть не более 15 минут.
С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз.
С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.
Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.