Фронтальное обследование[1]
Приложение Б (для педагога)
Задание 1
Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.
Задание 2
Цель. Выявление умения перейти от числа к соответствующему множеству предметов, выполнять инструкцию, содержащую несколько последовательных действий.
Задание 3
Цель. Выявление умения перейти от числа к соответствующему множеству предметов, выполнять инструкцию, содержащую несколько последовательных действий.
Задание 4
Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.
Задание 5
Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Задание 7
Цель. Выявление способности ребенка точно копировать образец.
Задание 8
Результатом фронтального обследования детей является заполнение бланка обследования. Такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить.
Социально-психологический блок
Приложение В
(для психолога)[2]
Изучение коммуникативных умений дошкольников 5-6 лет
Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.
Проведение исследования
Первая серия. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Психолог поясняет, что сначала они должны договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.
Обработка данных
Анализируется, как протекало взаимодействие детей в каждой серии на основе визуального наблюдения психолога. Дается суммарная качественная и количественная оценка по следующим критериям:
№
|
Критерии
|
3 балла
|
2балла
|
1балл
|
1.
|
Умение договариваться, приходить к общему решению
|
Убеждают
|
Уговаривают
|
Заставляют
(или не договариваются)
|
2.
|
Осуществление взаимного контроля
|
есть
|
есть частичный
|
нет
|
3.
|
Отношение к результату деятельности – своему и партнера
|
«Мы оба хорошо сделали»
|
«Я сделал лучше»
|
«Мне все равно, что получилось»
|
4.
|
Наличие взаимопомощи
|
есть
|
есть частичная
|
нет
|
5.
|
Рациональное использование средств деятельности
|
есть
|
есть частично
|
нет
|
[1] Для проведения фронтального обследования каждому ребенку необходимо иметь набор карандашей: красный, синий, зеленый, желтый и простой.
[2] При отсутствии психолога в образовательном учреждении социально-психологический блок диагностирует педагог предшкольного образования
|