Физическая культура по программе Матвеева А.П. - УМК "Перспектива" - Семинары - Каталог файлов - Сайт учителей начальных классов Черепановского района
Вт, 06 Декабрь 2016, 05:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сообщество учителей начальных классов Черепановского района

Наш опрос
Какой УМК выбрали для реализации ФГОС НОО? Спасибо!
Всего ответов: 1548
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Семинары » УМК "Перспектива"

Физическая культура по программе Матвеева А.П.
[ Скачать с сервера (5.02Mb) ] 09 Апрель 2012, 20:00
«Физическая культура» для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений Автор: А. П. Матвеев (Статья с сайта издательства "Просвещения")
Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников «Физическая культура» для учащихся 1—4 классов общеобразовательных учреждений создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373). При разработке содержания учебников автор руководствовался требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. При создании линии учебников «Физическая культура» автором использовались традиционные и современные представления о сущностных основах учебника, его функциях и задачах, принципах построения и раскрытия учебного материала.
При изложении учебного содержания автор ориентировался на возрастные особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста, особенности динамики поэтапного формирования их познавательной активности в процессе учебной деятельности. Представленная линия учебников по физической культуре в своей содержательной основе нацелена на достижение учащимися младшего школьного возраста личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Направленность содержания учебников по физической культуре на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование уважительного отношения к культуре других народов. С этой целью, например, в 3 классе. в разделе «Немного истории» рассказывается об элементах культуры, основах трудовой деятельности народов, населявших территорию России в древние времена (с. 6—12).
В 4 классе в разделе «Немного истории» приводятся сведения о зарождении физических упражнений, физическом воспитании разных слоев населения России, системе военно-физической подготовки войск, великих полководцах ХVI— ХIХ вв. (с. 96—100).
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур. С этой целью, например, в 1 классе в разделе «Кто как передвигается» даются представления о способах передвижения животных, птиц, рыб и человека, раскрывается общность и различия в способах передвижения (с. 13—19).
Во 2 классе в разделах «Как возникли первые соревнования» (с. 6—8), «Как появились упражнения с мячом» (с. 9—11), «Как зародились Олимпийские игры» (с. 12—14) даются представления о единстве и разнообразии окружающего мира, народов и культур. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. С этой целью, например, в 1 классе в разделе «Режим дня» рассказывается об основных мероприятиях младшего школьного и правила их планирования в течение дня (с. 28—30).
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Например, в 1 классе в разделе «Подвижные игры» с целью мотивации учебной деятельности приводится содержание подвижных игр с выполнением разных ролевых функций; объясняются способы распределения играющих на команды и соответствующие роли (с. 20—23; 84—109).
Во 2 классе в разделе «Подвижные игры» — с. 20—30.В разделе «Закаливание» формируются представления о роли закаливания в укреплении здоровья человека, даются правила самостоятельной организации и проведения простейших закаливающих процедур (с. 27—30).
В 3 классе изучение разделов «Закаливание — обливание, душ», «Подвижные игры» способствует мотивации учебной деятельности, придает учению личностный смысл (с. 25—27, 41—44, 70—71, 77—78).
В 4 классе изучение разделов «Физическая подготовка и её влияние на работу лёгких и сердца», «От чего зависит физическая нагрузка и как её регулировать», «Наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью» способствуют мотивации учебной деятельности и придают учению личностный смысл (с. 102—106, 118—121).
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Например, в 1 классе в разделе «Как составить комплекс упражнений утренней зарядки» приводятся правила самостоятельного отбора упражнений и их объединения в комплексы (с. 69—84).
Раздел «Подвижные игры» ориентирует учащихся на самостоятельную организацию и проведение игр. В описании подчеркивается необходимость обязательного выполнения правил игры (с. 84—109).
Например, в 1 классе в разделе «Как составить комплекс упражнений утренней зарядки» приводятся правила самостоятельного отбора упражнений и их объединения в комплексы (с.69—84). Раздел «Подвижные игры» ориентирует учащихся на самостоятельную организацию и проведение игр. В описании подчеркивается необходимость обязательного выполнения правил игры (с. 84—109) гибкости (с. 84—109).
В 3 классе в разделе «Закаливание—обливание, душ» формируются навыки самостоятельного проведения закаливающих процедур, объясняется их роль и значение для укрепления здоровья человека» (с. 25—26). В разделе «Подвижные игры» в описании правил проведения игр раскрывается необходимость обязательного выполнения правил игры и соблюдения нравственных норм поведения (с. 25—27, 41—44, 70—71, 77—78). В разделе «Как измерить физическую нагрузку» приводятся способы самостоятельного оценивания нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений (с. 21—24).
В 4 классе в разделе «Правила предупреждение травматизма» раскрываются основные причины появления травм, приводятся сведения по профилактике травматизма во время самостоятельных занятий физической культурой (с 107 — 113). В разделе «Наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью» даются правила и способы самостоятельного измерения показателей длины и массы тела, основных физических качеств, фиксирование их в тетради по физической культуре (с. 118—121).
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Например, в разделе «Подвижные игры» даются представления о правилах честной игры и соблюдении нравственных норм поведения: в 1 классе (с. 20—23; с. 84—109).; во 2 классе (с. 15—26, 77—80, 97—102, 120—123); в 3 классе (с. 25—27, 41—44, 70—71, 77—78).
В 4 классе в разделе «Оказание первой помощи при легких травмах» раскрываются способы взаимодействия с детьми, получившими травму во время занятий (с. 111—113).
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. С этой целью, например, в 1 классе в разделе «Чему обучают на уроках физической культуры» дается представление о красоте физических упражнений из разных видов спорта (с.10—12).
В разделе «Осанка» — о красоте телосложения (с. 40—48).
В разделе «Основные способы передвижения» формируются представления о культуре и красоте движений (с. 66—68).
Во 2 (например, с. 31—124) и 3 (например, с. 29—93) классах практически все разделы учебника формируют эстетические потребности учащихся, так как физические упражнения не только улучшают физическое развитие, но и придают красоту, грациозность, легкость движениям, походке, формируют красивую осанку и т.п.
В 4 классе разделы «Наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью», «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика» и т.д. способствуют формированию эстетических потребностей учащихся (с. 118—153).
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций. Например, в 1 классе в разделе «Подвижные игры» приводится содержание игр с разной психоэмоиональной окрашенностью и правилами взаимодействия и культуры общения (с. 84—109); во 2 классе (с. 97—102, 120—123); в 3 классе (с. 25—27, 41—44, 70—71, 77—78); в 4 классе (с. 145—148, 151—153). 
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
С этой целью, например, в 1 классе в теме «Что такое физическая культура», «Чему обучают на уроках физической культуры», «Игры на свежем воздухе», «Режим дня» дается представление о системе занятий физическими упражнениями и их положительном влиянии на здоровье (с. 7—8, 10—12, 20—23). В разделе «Одежда для игр и прогулок» дается установка на то, чтобы одеваться по погоде. Разделы «Режим дня», «Утренняя зарядка», «Физкультминутка», «Личная гигиена», «Осанка» и др. ориентированы на здоровый образ жизни, соблюдение режима дня, правил гигиены, формирование правильной осанки (с. 24—48). В разделе «Утренняя зарядки» дается представление о роли и значении утренней зарядки для человека, особенностях ее проведения.
Во 2 классе в разделе «Закаливание» представлены способы закаливания организма водой (с. 27—30). В разделе «Игры и занятия в зимнее время года»,описываются игры и развлечения, полезные для здоровья, с использованием лыжных передвижений, катания на санках (с. 97—102).
В 3 классе в разделе «Закаливание—обливание, душ» объясняется значение проведения закаливающих процедур для укрепления здоровья (с. 25—28). В разделе «Лыжные гонки» излагается материал по организации занятий лыжами в условиях отдыха и досуга, проведения игр и соревнований (с. 48—52). В разделе «Плавание» подчеркивается значение для здоровья и жизнедеятельности умения плавать (с. 57—63). В разделе «Спортивные игры» излагаются знания по основам организации самостоятельных занятий футболом, баскетболом, волейболом (с. 64—78).
В 4 классе в разделе «Физическая подготовка и ее влияние на работу легких и сердце»раскрываются положительное влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма (с. 102—103).
Разделы «От чего зависит физическая нагрузка и как ее регулировать», «Правила предупреждения травм» ориентирует учащихся на безопасный, здоровый образ жизни (с. 104—110).
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. С этой целью в 1 классе в разделе «Осанка» раскрывается цель формирования правильной осанки, после чего излагается возможность достижения этой цели за счет выполнения соответствующих комплексов упражнений (с. 40—48). В разделе «Передвижение на лыжах» формулируется задача освоения простейших лыжных ходов, после чего описывается возможность решения этой задачи посредством самостоятельного их освоения (с. 49—53).
Во 2 классе в разделе «Закаливание» формулируются задачи закаливания организма, после чего приводится описание решения этих задач посредством использования закаливающих процедур (с. 27—30). В разделе «Что такое физические качества» формулируются цель и задачи развития физических качеств, приводятся описание их решения за счет самостоятельного выполнения соответствующих упражнений и способов контроля за их развитием (с. 46—76).
В 3 классе в разделе «Что такое комплексы физических упражнений» (с. 19—20) определяются цели использования физических упражнений, после чего, в разделе «Как измерить физическую нагрузку» (с. 21—24) описывается связь между физическими упражнениями и физической нагрузкой, приводятся способы ее измерения с помощью подсчета частоты пульса (с. 21—24). В заданиях к разделам «Гимнастика с основами акробатики» (с. 29), «Легкая атлетика» (с. 40), «Лыжные гонки» (с. 48), «Спортивные игры» (с. 64) ставятся задачи по самостоятельному освоению отдельных упражнений, приемов и двигательных действий. Каждое из таких заданий имеет описание своего решения в виде выполнения последовательных операций.
В 4 классе в разделе «Наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью» раскрывается цель и задачи проведения процедур наблюдения, после чего приводятся способы контроля за физическим развитием и физической подготовленностью и их оформление в тетради по физической культуре в заданиях к разделам «Гимнастика с основами акробатики» (с. 122—137), «Легкая атлетика» (с. 138), «Лыжные гонки» (с. 141) ставятся задачи по самостоятельному освоению отдельных упражнений, приемов и двигательных действий. Каждое из таких заданий имеет описание своего решения в виде выполнения последовательных операций. В разделе «Упражнения, которые должны уметь выполнять учащиеся по окончании 4 класса» (с. 154—158) приводятся упражнения и технические действия, которые рекомендуются учебной программой в качестве «зачетных» для проверки достижения предметных результатов.
Таким образом, данный раздел может рассматриваться как раздел целей, которые должны быть достигнуты в ходе освоения предмета физической культуры.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Например, в 1 классе в Приложении «Подвижные игры» (с. 93—97), направлено на формирование адекватных способов и приемов решения задач, возникающих в ходе игровой деятельности, творческое использование освоенных двигательных действий для достижения положительных результатов.
Во 2 классе разделы «Подвижные игры для освоения спортивных игр» (с. 15—26), «Игры и занятия в зимнее время года» (с. 97—107), «Упражнения и подвижные игры с мячом» (с. 113—123) направлены на формирование адекватных способов и приемов решения задач, возникающих в ходе игровой деятельности, творческое использование освоенных двигательных действий для достижения положительных результатов.
В 3 классе раздел «Спортивные игры» (с. 64—91) включает в себя освоение технических приемов с учетом индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, использование этих приемов для решения задач, возникающих в ходе игровой и соревновательной деятельности.
В 4 классе раздел «Подвижные игры» (с. 145—148) своим предметным содержанием ориентирует учащихся на формирование адекватных способов и приемов решения задач, возникающих в ходе игровой деятельности, творческое использование освоенных двигательных действий для достижения положительных результатов. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Например, в 1 классе в разделе «Режим дня» (с. 24—39) предлагается на основе представленного образца спланировать индивидуальный режим дня. В разделе «Как составить комплекс упражнений утренней гимнастики» (с. 69—83) приводятся правила планирования комплексов утренней зарядки с использованием предлагаемых упражнений.
Во 2 классе в разделах «Комплекс утренней зарядки» (с. 39—42; с. 81—96; с. 108—112, с. 124—128) приводятся упражнения, из которых по определенным правилам планируется разучивание и выполнение комплексов утренней зарядки на соответствующие учебные четверти.
В 3 классе в разделе «Закаливание — обливание, душ» (с. 25—27) раскрываются правила планирования температурных режимов для основных закаливающих процедур (обливание и принятие душа). В разделе «Легкая атлетика» (с. 40) приводится задание по проведению простейшего соревнования в соответствии с представленным образцом его планирования.
В 4 классе в разделе «Наблюдения за своими физическим развитием и физической подготовленностью» (с. 118—121) даются рекомендации, приводятся правила и образец планирования процедур тестирования показателей физической подготовленности в течение учебного года, выявление отстающих в своем развитии физических качеств и планирование их целенаправленного развития во время самостоятельных занятий. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. С этой целью, например, в 1 классе в разделах «Подвижные игры» (с. 93—97) приводятся игры, основанные на соперничестве двух и более команд, где победа достигается либо за счет хорошо освоенных соревновательных движений, либо за счет более высокого уровня развития физических качеств.
Во 2 классе в разделе «Физическое развитие и физические качества» (с. 43— 80) раскрывается связь физического развития и физической подготовленности с успешностью освоения и выполнения двигательных действий, положительным решением различных двигательных задач. В разделе «Подвижные игры для освоения спортивных игр» (с. 15—26), «Упражнения и подвижные игры с мячом» (с. 113—123) приводятся игры, основанные на соперничестве двух и более команд, где победа достигается либо за счет хорошо освоенных соревновательных действий, либо за счет более высокого уровня развития физических качеств.
В 3 классе в заданиях к разделам «Гимнастика с основами акробатики» (с .29), «Легкая атлетика» (с. 40), «Лыжные гонки» (с. 48), «Спортивные игры» (с. 64 и др.) приводятся специальные упражнения (подводящие), которые облегчают процесс самостоятельного освоения соответствующих технических действий и приемов, а также упражнения (подготовительные), которые акцентировано воздействуют на развитие тех физических качеств, которые необходимы как для обучения двигательному действию, так и его качественному выполнению.
В 4 классе в заданиях к разделам «Гимнастика с основами акробатики» (с. 122), «Легкая атлетика» (с. 138), «Лыжные гонки» (с. 142) приводятся комплексы физических упражнений, акцентировано воздействующих на развитие соответствующих физических качеств, обеспечивающих повышение спортивного результата в данном упражнении, техническом действии или соответствующей спортивной игре. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Например, в 4 классе в разделе «Наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью» (с. 118—21) рассматриваются способы измерения индивидуальных показателей физической развития и физической подготовленности и их анализ на основе стандартных показателей. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. С этой целью в учебниках для 1—4 классов в разделах, связанных с обучением двигательным действиям, создаются их образы за счет описания и соответствующих иллюстраций: Например, в 1 классе — «Утренняя зарядка» (с. 32), «Физкультминутка» (с. 34); «Способы передвижения на лыжах (с. 48—53); Строевые упражнения (с. 54—65).
Во 2 классе — «Комплекс утренней зарядки» (с. 39—42; с. 81—96; с. 108—112, 124—128); «Передвижение на лыжах» и др. (с .103—107), упражнения для развития силы (с. 48); быстроты (с. 55); выносливости» (с. 64), равновесия (с. 71).
В 3 классе — «Гимнастика с основами акробатики» (с. 29); «Легкая атлетика» (с. 40); «Лыжные гонки» (с. 48); «Плавание» (с. 57); «Спортивные игры» (с. 64).
В 4 классе — «Гимнастика с основами акробатики» (с. 122); «Легкая атлетика» (с 138); «Лыжные гонки» (с. 142); «Плавание» (с. 149). Упражнения, которые должны выполнять учащиеся по окончании 4 класса (с. 154). Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Например, в 1 классе с этой целью в разделе «Кто как передвигается» (с. 13—19) приводится описание особенностей передвижения животных, птиц, рыб, человека. Ставится задача сравнить и найти общее и различное в способах их передвижения.
Во 2 классе в разделе «Чем отличаются физические упражнения от естественных движений и передвижений» (с. 32—33) приводится сравнительный анализ отличительных признаков физических упражнений и естественных бытовых двигательных действий, показывается общность и различия в их понимании раскрываются особенности проявления двигательных возможностей человека, обусловленность этих возможностей соответствующими физическими качествами; общность и различия в их проявлении. В разделе «Физическое развитие и физические качества» (с. 43—80). Раскрываются особенности проявления двигательных возможностей человека, их обусловленность соответствующими физическими качествами; общность и различия их проявления.
В 3 классе в разделе «Виды физических упражнений» (с. 14) приводятся основные виды упражнений, рассматривается их специфика и направленность, связь с решением определенных задач физического воспитания.
В 4 классе в разделе «Физическая подготовка и ее влияние на работу легких и сердца» (с. 102) раскрывается причинно-следственная связь занятий физической культурой с повышением функциональных возможностей основных систем организма. В разделе «От чего зависит физическая нагрузка и как ее регулировать» (с. 104) раскрываются особенности функциональной связи между величиной нагрузки и уровнем активности основных систем организма. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих С этой целью в 1 классе в разделах «Подвижные игры» (с. 20—23, 84—109), во 2 классе (с. 15—26, 97—107, 113—123) в 3 классе (с. 41—44, 70—71, 77—78, 85—90); в 4 классе (с. 145 и др.) приводятся командные игры, освоение которых и последующее соперничество с игроками противоположной команды требует единства цели (победа), коллективного и индивидуального взаимодействия, умения управлять своими эмоциями при оценке действий товарищей своей команды и команды соперника. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Содержанием всех учебников создается представление о физической культуре как системе занятий физическими упражнениями позволяющими укрепить здоровье и повысить уровень физических качеств.
Во 2 классе формируются представление о физической культуре как явлении культуры, связанном с возникновением и развитием Олимпийских игр (с. 12—14), различных видов спорта и спортивных соревнований (с. 6—11), для участия в которых необходимо развивать физические качества и осваивать технические действия из разных видов спорта.
В 3 классе создаются представления о связи физической культуры с трудовой деятельностью человека, развитием функциональных возможностей основных систем организма, использованием занятий физической культурой и спортом для организации отдыха и досуга, повышения уровня физической подготовленности.
В 4 классе создаются представления о связи физической культуры с военной практикой, с возможностью целенаправленно развивать физические качества и осваивать сложные двигательные действия, необходимые каждому человеку для его индивидуальной жизнедеятельности. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. С этой целью в 1 классе рассматриваются понятия: «физическая культура»; «движения и передвижения»; «режим дня»; «осанка»; «строевые упражнения»; «личная гигиена» и др.
Во 2 классе — понятия: «спортивные соревнования», «Олимпийские игры», «физические упражнения»; «физическое развитие»; «физические качества»; «закаливание» и др.
В 3 классе — «физическая нагрузка», «гимнастика», «легкая атлетика», «лыжные гонки», «плавание», «спортивные игры: баскетбол; волейбол; футбол».
В 4 классе рассматриваются понятия: «физическая подготовка», «наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью», «предупреждение травм» и др.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.
Например, в 1 классе в разделе «Что такое физическая культура» (с. 7) дается определение и рисунки, в которых физическая культура соотносится с укреплением здоровья. В разделе «Режим дня» (с. 24) приводятся формы занятий, содействующие укреплению здоровья. В разделе «Утренняя зарядка» (с. 30) раскрывается ее смысл и связь с работой организма. В разделе «Физкультминутка» (с. 34) раскрывается смысл данной формы занятий как средства профилактики утомления. Раздел «Личная гигиена» (с. 38) раскрываются способы ухода за своим телом в течение дня. В разделе «Как составить комплекс упражнений утренней зарядки» (с. 69) приводятся упражнения с разной функциональной направленностью: на усиление дыхания и кровообращение, для мышц рук; туловища; спины; живота; ног и др.
Во 2 классе в разделе «Как возникли первые соревнования» (с.6) раскрывается значение занятий физической культуры в воспитании детей у древних народов. В разделе «Как зародились Олимпийские игры» (с.12) приводится миф о зарождении Олимпийских игр, и текст, которые дают представление об их миротворческой функции — установлении мира между народами. В этом же разделе, рассказывается о современных Олимпийских играх, их роли и значении для укрепления мира между народами. В разделе «Подвижные игры» (с. 15, 97, 113) акцентируется внимание на том, что в процессе игр у человека формируются личностные качества, складывается товарищеский стиль общения. В разделе «Закаливание» (с. 27) определяется связь закаливающих процедур с укреплением здоровья человека. В разделе «Что такое физические качества» (с. 43) объясняется связь развития физических качеств с улучшением работы сердца, легких, укреплением мышц, а значит — и здоровья. В этом же разделе, приводятся упражнения для развития основных физических качеств, поясняется функциональная направленность упражнений на развитие каждого из них. В разделах «Комплекс утренней зарядки» (с. 39; 81; 115; 108, 124) приводятся упражнения с разной функциональной направленностью: для усиления дыхания и кровообращения; для мышц рук; туловища; спины; живота; ног и др. В разделе «Игры и занятия в зимнее время года» (с. 97) рассказывается о пользе прогулок в зимнее время, их положительном влиянии на здоровье. В 3 классе в разделе «Немного истории» (с. 6) раскрывается роль физической культуры для подготовки подрастающего поколения к жизнедеятельности, освоения трудовых навыков и умений, необходимых для активного вхождения в соответствующий социум. В разделе «Виды физических упражнений» (с. 14) показана их связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств, формированием осанки. В разделах «Гимнастика с основами акробатики» (с. 29); «Легкая атлетика» (с. 40); «Лыжные гонки» (с. 48); «Плавание» (с. 57); «Спортивные игры» (с. 64) приводятся физические упражнения разной функциональной направленности, предметно ориентированные на развитие различных мышечных групп, разных физических качеств. В 4 классе в разделе «Физическая подготовка и ее влияние на работу легких и сердце (с. 102) дается представление о возможности тренировки сердца и легких средствами физической культуры, объясняется, за счет чего достигается этот тренировочный эффект, и как он связан с укреплением здоровья. Раздел «Правила предупреждения травм» (с. 107) ориентирует учащихся на безопасное проведение самостоятельных занятий физической культурой и спортом. В данном разделе также объясняется негативное влияние малоподвижного образа жизни на состояние здоровья и ухудшение показателей физических качеств, что может провоцировать появление травм во время занятий физической культурой. В разделе «Оказание первой помощи при легких травмах» (с. 111) даются начальные медицинские знания, связанные с описанием возможных травм и способов поведения при их возникновении. В разделе «Закаливание» (с. 114) объясняется оздоровительная направленность естественных процедур закаливания (воздух, солнце и вода,: купание в естественных водоемах, воздушные и солнечные ванны).
2. Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
С этой целью в 1 классе в разделе «Игры на свежем воздухе» (с. 20) учащиеся знакомятся с правилами подбора одежды для самостоятельных занятий на свежем воздухе в теплое время года. В Приложении «Подвижные игры» (с. 84—109) приводятся способы распределения игроков по командам и выбора водящего; подробно описываются правила игры и подготовки игровой площадки. В разделе «Режим дня» (с. 24) представлены способы выполнения основных (запланированных) мероприятий. Для раскрытия содержания тем приводится текстовый и иллюстративный материал. Например, в разделах «Как составить комплекс упражнений утренней зарядки» (с.69) приводятся способы выполнения физических упражнений для утренней зарядки; в разделе «Физкультминутка» (с. 34) — способы выполнения физических упражнений для профилактики утомления; в разделе «Упражнения для осанки» (с. 42) — способы выполнения физических упражнений для формирования правильной осанки; в разделе «Передвижение на лыжах» (с.49) — способы передвижения скользящим шагом и т.д. В разделе «Исходные положения» (с. 56) —способы исходных положений для выполнения разнообразных физических упражнений. В разделе «Основные способы передвижения» (с. 66) — различные способы передвижения ходьбой. Во 2 классе в разделах «Подвижные игры…» (с. 15; с. 97; 113) приводятся способы организации подвижных игр и правила их проведения. В разделах «Комплекс утренней зарядки…» (с. 39, 81, 115, 108, 124) в текстовом и иллюстративном материале представлены правила отбора и способы выполнения физических упражнений утренней зарядки. В разделе «Закаливание» (с. 27) описываются способы закаливания и правила последовательного проведение приемов закаливания. В разделе «Упражнения со скакалкой» (с. 34) в текстовом и иллюстративном материале представлена последовательность упражнений для самостоятельного освоения прыжков через скакалку. В разделах «Упражнения для развития силы» (с. 48), «…быстроты» (с. 55), «…выносливости» (с. 68), «Упражнения (с. 61), «…гиб-кости» (с. 64), «…равновесия» (с. 71) даны описания и рисунки способов выполнения физических упражнений для развития основных физических качеств. В разделе «Игры и занятия в зимнее время года» (с. 97) приводятся требования к правильному подбору одежды для зимних прогулок; излагаются способы катания на санках и передвижения на лыжах. В 3 классе в разделах «Гимнастика с основами акробатики» (с. 29), «Легкая атлетика» (с. 40), «Лыжные гонки» (с. 48), «Плавание» (с. 57), «Баскетбол» (с. 64), «Волейбол» (с. 75), «Футбол» (с. 85) описываются (с. рисунками) правила и способы выполнения физических упражнений для самостоятельного освоения технических действий и приемов из базовых видов спорта. В 4 классе в разделе «Оказание первой помощи при легких травмах» (с. 111) описываются способы оказание первой помощи при ушибах, ранах, кровотечениях, вывихах, отморожениях. В разделах «Гимнастика с основами акробатики» (с. 122), «Легкая атлетика» (с. 138), «Лыжные гонки» (с. 142), «Плавание» (с. 149) в текстовом иллюстративном материале даются описания подготовительных и подводящих упражнений для самостоятельного освоения технических действий из базовых видав спорта. В разделе «Упражнения, которые должны уметь выполнять учащиеся» (с. 154) в текстовом и иллюстративном вариантах представлены технические действия и приемы игры «Баскетбол», «Волейбол» «Футбол». 3. Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
С этой целью во 2 классе в разделе «Что такое физическое развитие» (с. 43) приводятся способы самостоятельного измерения длины и массы тела. В заданиях к разделам «Сила» (с. 51—53), «Выносливость» (с. 62—63), «Гибкость» (с. 67—69), «Равновесие» (с. 76) описываются способы тестирования данных физических качеств. В 3 классе в разделе «Как измерить физическую нагрузку» (с. 21) описывается один из способов измерения частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после выполнения физической нагрузки. В задании к этому разделу описывается процедура измерения пульса после выполнения физической нагрузки, регистрация и анализ полученных результатов. В 4 классе в разделе «Наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью» (с. 118) описываются процедуры регистрации показателей физического развития (длина и масса тела) и развития физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость); приводится фрагмент тетради по физической культуре, раскрывающий форму фиксации результатов тестирования в течение учебного года; приводится способ оценки улучшения результатов физического развития и физической подготовленности в динамике от одной учебной четверти к другой).
Руководитель Центра Стандартов Льняная Л.И.
Категория: УМК "Перспектива" | Добавил: Lena
Просмотров: 17560 | Загрузок: 864 | Рейтинг: 5.0/1
Вход на сайт
Поиск